Содержание раздела

ОСНОВЫ ОНТОЛОГИИ

Основы онтологии: Учеб. пособие / Под ред. Ф. Ф. Вяккерева, В. Г. Иванова, Б. И. Липского, Б. В. Маркова. — СПб.:   Издательство   С.-Петербургского   университета, 1997. 280 с.

В учебном пособии дается систематический обзор и анализ основных направлений в разработке онтологических концепций в истории философии и современной философии: берущих свое начало в античной традиции рассмотрения онтологии как учения об универсально всеобщих вневременных основах «истинного бытия»; сформировавшихся в Новое время тенденций к сведению онтологической проблематики к вопросам о границах, условиях и самой возможности познавательного опыта, т. е. к построению онтологии на основе теории познания, и возникающих на рубеже XIX—XX вв. трактовок онтологии как учения о бытии человеческой субъективности, реализующей себя в конкретных культурно-исторических ситуациях.

Авторы:введение и преамбулы—Б. В. Марков
гл. I § 1 — С. Я. Лебедев, В. Г. Иванов, § 2 — X. Франк (пер. с нем. Б.В.Маркова, В. В. Савчука), §3 — А. Н. Исаков, §4, 5, 11—В. Г. Иванов, §6, 8, 10 —Ф. Ф. Вяккерев, §7 — В.И.Свидерский, § 9 — 5. Штегмайер (пер. с нем. Б. В. Маркова), § 12 — Ю.М.Романенко; гл. II § 1—Б.В.Марков, § 2 — Б.В.Марков, Б. И. Липский, § 3 — С. А. Чернов, § 4 — Б. И. Липский, § 5 — С. С. Гусев; гл. III § 1 — Ю. Н. Солонин, С. И. Дудник, П. А. Ильичев, § 2 —В. Г. Иванов, § 3 — Я. А. Слинин, § 4, 6 — Б. В. Марков, § 5 — Б. Г. Соколов, § 7 — В. В. Савчук, § 8 — М. С. Уваров

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

Основы теории познания: Учеб. пособие / Под ред.  Б.  И. Липского.  — СПб.:  Изд-во С.-Петерб. ун-та,   2000    — 336 с.

В учебном пособии представлены фундаментальные вопросы теории познания, связанные со статусом гносеологии в условиях интенсивного развития как гуманитарного знания в целом, так и специальных наук, исследующих познавательную деятельность человека. Рассматриваются проблемы взаимоотношения теории познания, онтологии и мировоззрения, логико-психологические основы познания, структура познавательных отношений и цель познания, главные познавательные стратегии, место и роль познания в человеческой жизни.

Авторы:
Введение — Б. И. Липский; гл. I — С. С. Гусев; гл. II — Ю. М. Шилков; гл. Ш § 1, 2 — Б. И. Липский; § 3 — Б. И. Липский, Б. В. Марков; гл. IV — Г. Л. Тульчинский; гл. V — Б. В. Марков

ФЕНОМЕН СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПОЗНАНИЯ
 
 
Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры онтологии и теории познания философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Книга состоит из пяти разделов, каждый из которых представляет собой обзор одной из основных областей научного познания: науки о Вселенной, науки о Земле, науки о живой природе, науки о человеке и обществе и науки о духе. Каждый из разделов содержит информацию об истории выделения рассматриваемой области из общего массива человеческого познания, и динамику основных представлений о ее предмете, представляет внутреннюю дисциплинарную структуру каждой из рассматриваемых областей, наиболее важные парадигмы и методологические принципы выделенных дисциплин.
 
Авторы:
Введение – Б.И. Липский, Раздел 1 – В.Г. Иванов, Раздел 2 – Б.И. Липский, Раздел 3 – Ю.М. Шилков, Раздел 4 – С.С. Гусев, Раздел 5 – В.Е. Никитин.

ОНТОЛОГИЯ МИФА
 
 
В книге собраны материалы, составляющие содержание избранного цикла лекций учебного курса, читаемого автором на протяжении более десяти лет студентам философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Данный курс посвящен изучению феномена мифа в контексте онтологической и гносеологической проблематики. Учебное пособие может быть полезно всем тем, кто интересуется вопросами философской теории мифа, антропологам, культурологам, религиоведам, а также рекомендовано для различных специализаций гуманитарных факультетов.